Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.А.Кривицкой на заседании Правительства области 25 июля 2019 г.

25.07.2019

Выступление министра занятости, труда и миграции области Н.А.Кривицкой на заседании Правительства области 25 июля 2019 г.

Выстраивание эффективного взаимодействия между Правительством области, профсоюзами и работодателями – это долгосрочный процесс, направленный на рост социально-экономического благополучия в регионе,  на сохранение социальной стабильности в трудовых коллективах.

На территории области  полностью  сформирована областная нормативно-правовая база, сохраняется достигнутый уровень количества коллективных договоров и соглашений, функционируют переговорные площадки на областном и муниципальном уровнях.

На заседаниях областной и территориальных трехсторонних комиссий, которые более 20 лет функционируют во всех муниципальных районах области,  мы рассматриваем основные вопросы защиты трудовых прав работников: обеспечение стабильности на рынке труда и создание новых рабочих мест, ликвидация «серых» зарплат и сокращение неформальной занятости, снижение уровня производственного травматизма и соблюдение законодательства об охране труда, повышение качества коллективно-договорных отношений, а, в последнее время, трудовая занятость работников предпенсионного возраста  и многие другие.

Основным документом в сфере социального партнерства, направленным на создание благоприятных социальных и экономических условий труда  жителей области, является региональное трехстороннее соглашение, заключаемое между Правительством области, Федерацией профсоюзных организаций и Союзом товаропроизводителей и работодателей области.

В настоящее время действует четырнадцатое  региональное Соглашение на  2019-2021 годы. В целях реализации индикаторов «достойного труда» стороны социального партнерства в Соглашении определили новые ориентиры по оптимальному размеру тарифной части в структуре заработной платы бюджетников, темпы ежегодного увеличения средней зарплаты для организаций внебюджетного сектора экономики (не менее 5%), внедрение системы профквалификаций, защита трудовых прав работников предпенсионного возраста.

В целях повышения уровня заработной платы в областном трёхстороннем Соглашении между Правительством области, работодателями и профсоюзами традиционно устанавливаются конкретные обязательства  по обеспечению роста заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Эти обязательства находят отражение в территориальных трехсторонних соглашениях, заключаемых в муниципальных районах области. В настоящее время в 30 районах данное обязательство включено в территориальные  трехсторонние соглашения.

Также в этих целях социальными партнерами активно используется механизм заключения региональных соглашений о минимальной заработной плате  для организаций внебюджетного сектора экономики.

В июне и июле текущего года при областной трехсторонней комиссии были проведены заседания межведомственных рабочих групп по выработке мер по повышению уровня оплаты труда на предприятиях области.
В целях решения поставленных задач были предложены меры: по повышению минимальной заработной платы в области; повышению целевого ориентира ежегодного роста заработной платы во внебюджетном секторе экономики, предусмотренного областным трехсторонним соглашением, с 5% до 10%, по организации поддержки местных товаропроизводителей и предпринимателей при проведении тендеров на поставку продукции и оказание услуг.
В ближайшее время будет проведено очередное заседание рабочей группы, по результатам которого будет принято окончательное решение по ориентирам роста заработной палаты. К сентябрю т.г. будет сформирован перечень мер, содействующих увеличению уровня заработной платы в области.

Одной из важных задач, которую решает социальное партнерство, является обеспечение эффективной занятости населения региона и создание новых рабочих мест.

Эта задача решается в рамках госпрограммы «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области», основными участниками которой, являются профсоюзы и работодатели. Несмотря на увеличение численности обращений граждан в службу занятости населения в текущем году, связанное с существенным повышением размера пособия по безработице, особенно для граждан предпенсионного возраста, удалось удержать уровень регистрируемой безработицы на отметке 1%, что соответствует целевому показателю госпрограммы.

    Сотрудничество социальных партнеров при реализации эффективной политики занятости на предприятиях и в организациях позволило в текущем году создать 8,3 тыс. новых рабочих мест, из которых  5,6 тыс. рабочих мест создано в сфере индивидуального предпринимательства. К концу года в регионе планируется создание не менее 18 тыс. новых рабочих мест.

В настоящее время при участии органов исполнительной власти, профсоюзов и работодателей  осуществляется реализация национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости». В реализации проекта участвуют предприятия области, среди которых АО Энгельсское опытно-конструкторское бюро «Сигнал» им. А.И.Глухарева, ПАО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе», ООО ПСК «Геодор», ООО «Нита-Фарм», ООО Завод «Газпроммаш». Всего предприятиями-участниками проекта планируется обучение более 190 работников в 16 образовательных организациях Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга по 50 образовательным программам. Предприятия приступят к обучению с сентября месяца.

Одним из важнейших показателей развития социального партнерства является количество и качество коллективных договоров.

Количественные показатели на территории области являются стабильными. По итогам первого полугодия текущего года на территории области заключено 177 соглашений и более 5000 коллективных договоров. Коллективно-договорными отношениями на территории области охвачено 74 % работников от среднесписочной численности работающих, что соответствует 3-му рейтинговому месту среди субъектов ПФО. Около 234 тыс. чел или 48% от среднесписочной численности работающих, охваченных коллективно-договорными отношениями, приходится на реальный сектор экономики. Свыше 1200 коллективных договоров заключено на предприятиях малого и среднего бизнеса. Более чем в 68 %  коллективных договоров сторону работников представляет первичная профсоюзная организация.

Проводимый анализ показывает, что две трети действующих коллективных договоров предусматривают положения о минимальной заработной плате, о порядке её индексации, дополнительных отпусках, охране труда. В каждом четвертом коллективном договоре установлены льготы работающим женщинам, совмещающим трудовые и семейные обязанности; каждый десятый содержит обязательства по содействию работникам в решении жилищной проблемы.

В коллективных договорах крупных предприятий, как правило, финансирование мероприятий по охране труда превышает требования законодательства. Это своеобразная «подушка безопасности», которая позволяет выработать качественно новые подходы к созданию эффективной системы управления охраной труда, обеспечить безопасные условия труда на каждом рабочем месте. И эффект от этих затрат мы видим. По итогам 2018 г. уровень производственного травматизма в Саратовской области ниже, чем в ПФО и в России.

На 10% возросло число организаций, в которых коллективным договором размер минимальной зарплаты и тарифной ставки рабочего первого разряда установлен на уровне не ниже прожиточного минимума. Увеличилась доля коллективных договоров, включающих положение об индексации заработной палаты. Это стало одним из факторов, повлиявших на рост среднемесячной заработной платы работников за 5 месяцев 2019 года, которая составила 27,4 тыс. руб., что на 6,6 % выше соответствующего периода прошлого года.

В колдоговорах и соглашениях предусматриваются меры по поддержке работников предпенсионного возраста. Их используют в качестве наставников. Желающие могут переобучиться на новую профессию, востребованную в производственном процессе, повысить свою квалификацию.

На территории области немало руководителей предприятий социально ответственного бизнеса, которые увеличивают затраты в пользу работников и, соответственно, включают в коллективные договоры дополнительные социально-трудовые льготы и гарантии. Это - «Саратовская ГЭС», Балаковский филиал АО «Апатит», группа компаний «Бош», ПАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», «Оргсинтез», Энгельсское опытно-конструкторское бюро «Сигнал» им.Глухарева и другие.

Вместе с тем, существует ряд барьеров, которые негативно влияют на эффективное развитие социального партнерства на территории области.

Во-первых, эффективность выполнения территориальных трехсторонних соглашений зависит от полномочности сторон социального партнерства на муниципальном уровне. За последние четыре года нам совместно с Союзом товаропроизводителей и работодателей области, органами местного самоуправления удалось сдвинуть с «мертвой» точки процесс формирования представительных органов стороны работодателей на муниципальном уровне, увеличив их количество до 33. Но в 9 муниципальных районах  этот процесс еще не завершился.

Во-вторых, в области можно отметить тенденцию по снижению количества заключенных коллективных договоров в сфере строительства, транспорта, торговли, бытовых услуг, в которых занято существенное количество работников. Именно на этих предприятиях отсутствуют профсоюзы, чаще других применяются схемы «серых зарплат» и «теневой» занятости, нарушаются правила и нормы охраны труда, что способствует нарушениям трудовых прав работников.

С начала года в этих отраслях совместными усилиями  сторон социального партнерства были легализованы трудовые отношения почти с 19 тысячами человек.  Основная доля легализованных работников приходится на сферу торговли (59,8%), на сельское хозяйство (16,3%), на транспорт (4,3%), на строительство (1,2%).

В-третьих, несмотря на информационно-разъяснительную работу нередки случаи формального отношения к заключению и выполнению коллективного договора и соглашения, включения в них условий, ухудшающих положение наемных работников по сравнению с требованиями законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Наиболее частыми являются нарушения по срокам выплаты заработной платы, её индексации; гарантиям и компенсациям работникам при ликвидации организации; предоставлению отпусков.

При уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений проводится разъяснительно-консультативная работа с представителями работодателя. В течение первого полугодия текущего года оказано 994 услуги по уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений. При последующей правовой экспертизе уведомления о выявленных нарушениях направляются в адрес Гострудинспекции.

В заключении отмечу, что у органов власти, профсоюзов и работодателей  общая миссия  – содействие социальному миру и экономической стабильности в регионе. С помощью механизма социального партнерства можно решать, и мы решаем, многие актуальные задачи социально-экономического развития региона, но современные экономические реалии требуют новых неординарных подходов, направленных на более эффективную помощь и защиту социально-трудовых прав граждан нашей области.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН



Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)


Оценка качества и результативности услуг предоставляемых безработным гражданам и гражданам, обратившимся в ЦЗН

 
Доступная среда