Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Выступление министра занятости, труда и миграции области Кривицкой Н.А. на заседании ПДС вице-губернатора области – Председателя Правительства области с руководителями органов исполнительной власти области

02.03.2020

Выступление министра занятости, труда и миграции области Кривицкой Н.А. на заседании ПДС вице-губернатора области – Председателя Правительства области с руководителями органов исполнительной власти области

Президентом России одной из национальных целей и стратегических задач развития страны на период до 2024 года определено повышение реальных доходов населения и снижение в два раза уровня бедности.

Ключевые направления в достижении поставленной цели Правительством Российской Федерации, в том числе разработка региональных программ по снижению численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, были определены в Основных направлениях деятельности Правительства России на период до 2024 года (утверждены 29 сентября 2018 г. Председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым).

Учитывая, что показатель бедности входит в перечень показателей для оценки эффективности деятельности Губернаторов, Минтрудом России была разработана единая методика поэтапного снижения бедности по годам с 2019 по 2024 годы (в качестве базового периода использован 2017 год). С учетом данной методики нашим министерством была намечена линейка снижения уровня бедности в области к 2024 году.

В октябре 2019 года регионам были доведены утвержденные целевые показатели, согласно которым в нашей области целевой  показатель бедности в 2024 году определен в размере 8,4% от общей численности населения (с 16,5% в 2017 году). Таким образом, в течение 2019-2024 годов в области необходимо вывести из бедности более 170 тыс.чел.

По поручению Правительства России в ноябре 2018 года Минтрудом России были определены пилотные регионы в целях отработки механизмов по выработке мер, направленных на повышение доходов населения и снижение бедности. На основе отработанных пилотными регионами подходов в 1 квартале т.г. Минтрудом России будут утверждены типовые рекомендации для регионов по разработке программ по снижению бедности. В 2020 году соответствующие программы должны быть разработаны во всех регионах.

Наша область включена в число пилотных регионов с сентября 2019 года (21 регион).

В 2019 году нашим министерством были организованы и проведены предварительные мероприятия, необходимые для разработки региональной программы. Работа велась в рамках оперативной межведомственной рабочей группы, созданной при министерстве. Был изучен опыт регионов по повышению доходов населения, в том числе специалисты министерства и министерства социального развития выезжали в Нижний Новгород по изучению их опыта в разработке мер по выведению семей из зоны бедности. Данный регион раньше нашей области вошел в число пилотов.

На основе материалов статистики, а также анкетирования населения ряда районов области (получающих меры социальной поддержки, стоящих на учете в службе занятости, а также отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы) был проведен анализ уровня и структуры бедности в регионе (в том числе по муниципальным образованиям), а также структуры доходов населения области.

Проведенная предварительная работа позволила выявить причины низких доходов граждан и семей, попадающих в зону бедности, в том числе и в муниципальных образованиях.

Среди факторов, влияющих на уровень бедности в регионе, следует отметить значительную долю сельского населения – 24% (587,9 тыс.чел.), где наиболее остро стоят проблемы с трудоустройством, и значительную долю населения пенсионного возраста (более 28% от общей численности населения), имеющего невысокий размер пенсий и слабые позиции на рынке труда. В последние годы в области отмечается рост демографической нагрузки на трудоспособное население (соотношение численности детей и пенсионеров с численностью трудоспособного населения в 2010 году – 0,64,  в 2019 году – 0,82). При этом в сельской местности коэффициент демографической нагрузки (0,89) выше, чем в городской местности (0,8).

Причины бедности имеют экономические аспекты, когда активные группы населения не могут обеспечить себе социально-приемлемый уровень дохода из-за ограниченного количества рабочих мест, неполной и нестабильной занятости, низкой заработной платы, отсутствия условий для получения дохода от предпринимательской деятельности.

В качестве социальных аспектов, следует отметить недостаток материальных ресурсов у населения ввиду высокой нагрузки иждивенцев в семье (многодетные, неполные семьи с детьми, одинокие пенсионеры) и наличия инвалидности.

По данным статистики по итогам 2018 года в области около 380 тыс. человек (375,1) имели доходы ниже региональной величины прожиточного минимума. Это немногим более 15% (15,3%) от общей численности населения области.

По данным, полученным в результате анкетирования малоимущих граждан (опрошено 600 чел. в 4 районах – Пугачевский, Романовский, Энгельсский, Балаковский), с постоянной периодичностью находятся в состоянии бедности порядка 40% граждан (от числа опрошенных), 30,3% граждан пребывают в состоянии бедности от года до 5 лет, 18% граждан – более 5 лет.

Профиль бедности в регионе определяют в первую очередь семьи работающих бедных, особенно семьи с детьми. Так, среди малоимущих семей более 76% составляют семьи с детьми и более 50% малоимущего населения относятся к числу занятых.

С учетом полученных результатов были намечены меры по росту доходов населения, особенно заработной платы, которая в структуре доходов населения области занимает более 50% и в настоящее время является одним из основных источников доходов (заработная плата – 50,7%, пенсии – 20,0%, иные социальные выплаты – 5,0% - это с начала 2019г поэтапно перешли на новый порядок определения среднедушевых доходов – стали включать в заработную плату часть иных доходов, типа это скрытая заработная плата).

В октябре 2019 года Минтрудом России регионам был доведен проект Методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения уровня бедности. С учетом результатов проведенного анализа и указанных рекомендаций был разработан проект региональной программы по снижению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (проект региональной Программы направлялся в Минтруд России в ноябре 2019г. в рамках реализации 4 этапа пилотного проекта).

При формировании мероприятий региональной программы учитывались положения утвержденного Губернатором области Плана по достижению национальных целей развития Саратовской области на период до 2024 года.

Указанным Планом определено, что основой для увеличения реальных доходов населения области должен стать устойчивый экономический рост, при сохранении стабильной инфляции на низком уровне. В качестве ключевых инструментов, с помощью которых будет достигаться эта цель, предусмотрены реализация национальных проектов, а также региональных программ, направленных на развитие экономического потенциала и инвестиционной привлекательности области, поддержку занятости, повышение производительности труда, создание условий для развития предпринимательства и сферы услуг (образование, здравоохранение, социальное обслуживание) и ряда других.

Проектом программы предусматриваются меры, направленные на  повышение занятости и доходов работающего населения (в т.ч. сельского населения), повышение доходов социально незащищенных слоев населения, рост реальных доходов населения, и обеспечение социальной адаптации малоимущих граждан, путем расширения доступности услуг здравоохранения и образования (обеспечение местами в детских садах, школах, открытие ФАПов в малонаселенных пунктах).

Учитывая, что показатель бедности является агрегированным и зависит от результатов деятельности различных органов власти, координация деятельности по доработке программы, и мониторинг и оценка эффективности проводимой работы, будут осуществляться созданным при Правительстве области коллегиальным органом – Координационным советом, в состав которого вошли представители органов исполнительной власти области, территориальных подразделений федеральных структур, органов местного самоуправления, а также общественных организаций.

В настоящее время в связи с актуальностью вопроса решения проблемы бедности в регионе проект региональной Программы направлен на согласование в Правительство области, до утверждения федеральном уровне Методики.

После получения утвержденных рекомендаций Минтруда России проект программы будет актуализирован. По информации федерального ведомства утверждение типовых рекомендаций по разработке и принятию региональных программ снижения уровня бедности планируется в первом квартале т.г.

Возврат к списку

Поиск по сайту

схема проезда

covid.jpg

НП.jpg

баннер.jpg

победа_75.png